2023/12/11 10:51:31

Инфраструктурное ПО (рынок России)


Содержание

Основная статья: ИТ-рынок России

Сегменты российского рынка инфраструктурного ПО

2023: Объем рынка инфраструктурного ПО достигнет 100 млрд рублей по итогам года

Рынок инфраструктурного ПО России после единоразовой просадки в 2022 г. в результате ухода глобальных вендоров вернулся к росту уже в 2023 г. По итогам 2023 г. рынок инфраструктурного ПО, согласно прогнозам, достигнет 100 млрд руб. и будет демонстрировать устойчивый рост на уровне 17% в год на горизонте до 2030 г., по результатам которого, как ожидается, вырастет до 270 млрд руб. Такие данные приведены в обзоре Strategy Partners, опубликованном в сентябре 2023 г.

Продажи российских разработчиков на рынке инфраструктурного ПО будут расти с опережающей скоростью до 2030 г.: среднегодовой темп роста, по оценкам аналитиков Strategy Partners, составит 31%. Рост требований к информационной безопасности и защищенным ИТ-решениям будет способствовать росту спроса на отечественные разработки и переходу в том числе на сертифицированные ИТ-продукты. Рынок инфраструктурного ПО будет насыщаться российскими ИТ-продуктами: ожидается, что доля продаж российских разработчиков в годовом объеме рынка инфраструктурного ПО вырастет с 36% в 2022 г. до 90% в 2030 г.Игорь Лейпи, ГК Softline: Объем поставок российских операционных систем в ближайшие годы увеличится как минимум вдвое

Аналитики также прогнозируют, что рост спроса на инфраструктурное ПО, сопровождаемый существенным увеличением проникновения российских разработчиков, будет наблюдаться во всех сегментах соответствующего рынка. Крупнейшие сегменты инфраструктурного ПО – операционные системы и СУБД – будут расти на 18% и 15% в год, соответственно. Текущие лидеры в этих сегментах рынка – Группа «Астра», BaseALT и «Ред Софт». При этом формирующаяся конкуренция будет варьироваться от сегмента к сегменту, а импортозамещение и переход на российские решения – протекать неравномерно.

Страны, стремящиеся к технологическому суверенитету, инвестируют в разработку национального инфраструктурного ПО:

По прогнозам экспертов Strategy Partners, бизнес российских вендоров на рынке инфраструктурного ПО будет расти в 1,8 раза быстрее рынка в целом.

Ожидается, что в 2023 г. совокупная выручка российских вендоров превысит выручку иностранных компаний. В условиях невозможности полноценного продвижения, продажи и технической поддержки своих решений иностранные вендоры практически полностью потеряют свои позиции к 2030 г. В свою очередь, российское инфраструктурное ПО к 2030 г. займет около 90% в годовом объеме продаж на внутреннем рынке. Темпы импортозамещения замедлятся после 2026 года, когда будут насыщены сегменты B2G и B2G+.

Выход на российский рынок иностранных продуктов из «дружественных» стран и достижение ими существенной доли маловероятно по причине регуляторных барьеров, риска вторичных санкций для иностранных компаний, сохранения тенденции к импортозамещению.

Публичный сектор (B2G и B2G+) и крупный бизнес совокупно занимают 73% рынка инфраструктурного ПО. Для бизнеса (B2B) характерен низкий уровень проникновения отечественных решений, в условиях отсутствия надежных альтернатив российским решениям – это сильный стимул роста бизнеса в данном сегменте.

Анализ и сравнение продуктовых портфелей игроков на российском рынке инфраструктурного ПО:

Сравнение возможностей ключевых игроков на российском рынке инфраструктурного ПО по внедрению продуктов:

Зарубежные рынки, обладающие наибольшим потенциалом для экспансии российских разработчиков инфраструктурного ПО:

Полный обзор Strategy Partners доступен по ссылке.

2022: Российский рынок инфраструктурного ПО продемонстрировал снижение на 42%

Согласно данным Strategy Partners, рынок инфраструктурного ПО продемонстрировал совокупное снижение в 2022 году (на 42) и снижение по всем ключевым сегментам рынка, его доля от рынка ПО снизилась в 2 раза и составила 7%. Ключевые факторы - уход с рынка международных вендоров после февраля 2022 года и высокий уровень инертности заказчиков.

Для перехода с иностранных решений на ИТ-продукты российских разработчиков большинству корпоративных клиентов потребовалось время на миграцию на новые решения. Кроме того, для корпоративного и публичного сегментов характерен длинный цикл планирования закупок, тестирования и внедрения продуктов.

Ряд потребителей продолжили использовать устаревшее ПО в своей операционной деятельности и отложили вопрос обновления до повышения уровня определенности относительно ландшафта участников рынка.

В 2022 г. рынок по всем сегментам инфраструктурного ПО кратно сократил потребление иностранных решений, заместив их доступными российскими аналогами.